В УГАТУ изучают ассоциативную цветность текста
Более двадцати лет назад на базе нашего технического университета была создана Уфимская психолингвистическая школа. Сегодня она объединяет психолингвистов региона, и на ее базе ведутся передовые и социально востребованные исследования в области прикладного обучения иностранным языкам. Руководитель школы – профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой языковой коммуникации и психолингвистики УГАТУ Татьяна Рогожникова.
Сегодня в эпоху глобальной цифровизации представители психолингвистической школы активно внедряют в исследовательский и образовательный процессы компьютерные технологии, которые создаются нашими молодыми лингвистами совместно с техническими специалистами вуза.
Недавно в Удмуртском государственном университете состоялась защита кандидатской диссертации старшего преподавателя кафедры ЯЗКиПЛ Рины Яковлевой на тему «Ассоциативная цветность как инструмент анализа текста». В рамках защиты была презентована разработанная компьютерная программа «БЮРГЕР», предназначенная для автоматизированного анализа звуко-цветовых соответствий слова и текста на немецком языке.
На фото: идет защита кандидатской диссертации
- Работа получила высокую оценку, - говорит ее научный руководитель, профессор Татьяна Рогожникова. - В ходе обсуждения была отмечена востребованность полученных результатов для решения широкого круга лингвистических и психолингвистических задач.
На фото: выступление известного специалиста в области семиотики, члена Диссертационного совета, профессора Натальи Пушиной
Это уже пятая компьютерная программа, зарегистрированная представителями Уфимской психолингвистической школы. Три из них – «Барин», «Бюргер», «Батыр» - анализируют звуко-цветовую ассоциативность текстов на английском, русском, немецком, татарском и башкирском языках.
Множество экспериментов, которые были проведены, позволили исследователям подготовить цветовые матрицы звуков английского, русского, немецкого, татарского и башкирского языков. Цветность текста различным образом влияет на человека и, следовательно, любой цвет может вызывать разные эмоции и ассоциации. С помощью цветовых ансамблей можно прогнозировать цветность текста, что используется в подготовке учебного материала.
Прикладное значение исследований будет максимально использовано при создании учебных пособий и образовательных курсов, которые помогут правильно общаться и решать коммуникативные задачи при обучении иностранным языкам.
Управление медиакоммуникаций
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.