Ученые УАИ-УГАТУ – фронту

03.05.21, 10:02

Ученые УАИ-УГАТУ – фронту



 

Ученые, преподаватели, студенты Уфимского государственного авиационного университета (тогда Уфимского авиационного института) внесли достойный вклад в разгром врага. Многие воевали на всех фронтах Великой Отечественной.

 

В Уфе студенты параллельно учились и работали на заготовках для фронта, колхозных полях и в подсобном хозяйстве. А в первую очередь трудились в цехах Уфимского моторостроительного завода (ныне ПАО «ОДК-УМПО»), который выпускал авиационные моторы. На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой войны. 26 июля 1945 года газета «Правда» отмечала, что Уфимский моторостроительный завод к началу мирного времени выпустил 97 тысяч авиационных моторов, назвав этот факт подвигом.

 

Эвакуированный из Рыбинска в Уфу моторный завод разгружался на далекой окраине, в чистом поле, стены и крыша возводились над работавшими станками. Но несмотря на это, вскоре завод, как часы, выпускал в сутки по 50 авиационных моторов. В создании новых технологий активно участвовали ученые авиационного вуза. Ими был разработан целый ряд научно-исследовательских тем: «Мембранные форсунки для компрессорных авиационных двигателей», «Воздушный винт специального назначения», «Продольные колебания коленчатого вала» и т.д.

 

Немало было и другой, нужной фронту продукции, в изготовлении которой принимали участие ученые вуза. Например, зубчатые колеса для американских буровых нефтяных установок, работавших в Башкирии, которую тогда называли «Второе Баку». Заморские колеса не вполне подходили по габаритам к нашему оборудованию, и вместе с заводчанами преподавателям вуза пришлось проявить немало выдумки и инженерной смекалки. Делали и оригинальные детали для обувных машин – фронту нужны были миллионы сапог.

 

Все научные исследования были подчинены нуждам военной промышленности, гораздо сокращены сроки их выполнения. На кафедре физики была создана технология производства светящейся краски из продуктов распада радия. Учеными вуза совершенствовались технологии электрозакалки деталей авиамоторов, создавался термоэлектрический прибор для маркировки сталей. По заданию наркомата был разработан проект перевода двигателей внутреннего сгорания на газообразное топливо и передан для реализации Белебеевскому механическому заводу.

 

За военные годы УГАТУ подготовил более 220 инженеров, и в 1945 году занял первое место среди вузов Башкирии по всем показателям работы.

 

«Все для фронта, все для Победы!» Этот лозунг был сутью, смыслом жизни тружеников тыла - мужчин, женщин, стариков, подростков. Трудовой фронт стал надежным тылом победоносной Советской армии.

 

 


Управление медиакоммуникаций

Поделиться: