Сведения об ОО

Студенты и наука: 60-е годы XX века

Поделиться:

Продолжение

В 1962 году в институте функционировало уже два студенческих конструкторских бюро: на механико-технологическом факультете (ныне ИАТМ) с секциями металлорежущих станков, технологии машиностроения и автоматизации; на факультете авиационных двигателей с секцией авиационных приборов. Через два года было создано еще одно СКБ – самостоятельное бюро авиационного приборостроения. В середине 60-х годов в их работе участвовало до 180 студентов.

К 1964 году студенческие научные кружки уже были организованы при всех кафедрах. В их работе принимала участие значительная часть студентов. Изменилось содержание студенческой НИР. Возросло число реальных работ, выполнявшихся по заданиям промышленных предприятий. Из 126 студенческих исследований того года результаты 24 были приняты для внедрения в производство. Активизировалось участие студентов в выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ кафедр.

В первой половине 60-х годов студентами выполнен ряд интересных исследований. Группа студентов разработала проект роторного двигателя, который на Всесоюзном конкурсе студенческих работ был высоко оценен жюри. Работой руководили доцент И.Емелин и Б.Рудой. В СКБ механико-технологического факультета по хоздоговору со Стерлитамакским станкостроительным заводом был разработан и изготовлен прибор для замера влажности формовочной и стержневой смеси. На зональной выставке студенческих работ вузов Поволжья -1964 года влагомер был отмечен дипломом.

Особенно быстрыми темпами студенческая научно-исследовательская работа начала развиваться со второй половины 60-х годов. Росло число участвующих в ней студентов, повышалась значимость, выполнявшихся ими исследований, увеличивалось количество работ, результаты которых внедрялись в производство и давали значительный экономический эффект.

Все чаще начатая студентами на младших курсах научная работа завершалась ими при дипломном проектировании. Например, дипломный проект студентов Р.Зарипова и Х.Хуппеева «Автоматическая линия изготовления внутреннего каркаса фильтроэлементов для двигателя автомобиля «Москвич-412» преследовал конкретную цель – исключить в производстве трудоемкие операции и значительно повысить производительность труда. Экономический эффект составил 600 тысяч рублей.

В 1965 году на базе имевшихся трех СКБ было создано объединенное студенческое конструкторское бюро СКБ-1, ставшее уставным подразделением института. Позднее при СКБ-1 начали функционировать авиамодельная лаборатория, лаборатория художественного конструирования и лаборатория технического перевода.

Еще в 1963 году у студентов С.Комарова и Г.Еникеева, работавших в научном кружке при кафедре конструкции авиационных двигателей, возникла идея создания аппарата на воздушной подушке (АВП). Она стала темой их дипломной работы. Сначала в студенческом научном кружке, а затем в СКБ-1 велись работы по ее реализации.  В 1969 году был изготовлен первый такой аппарат. Проведенные испытания подтвердили правильность выбранных решений. После Всесоюзной выставки в Тюмени аппаратом заинтересовались и был заключен хозяйственный договор с СКБ-1 на разработку самоходной платформы грузоподъемностью 35 тонн, способный беспрепятственно передвигаться в условиях болотистой тундры.

 

Эльвира Ганиева, Управление медиакоммуникаций

 

 

 




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

Памяти Иллариона Хомякова: военного, ученого, педагога

Студентам УГАТУ о научной роте Технополиса «ЭРА»

В Минобрнауки России проходит встреча главы ведомства Валерия Фалькова с ректорами вузов

О вхождение УГАТУ в Консорциум по созданию технологических центров сообщили на сайте Правительства РБ

«Западная экономика серьезно пострадает», - считает глава консорциума «Недра»

«Икар» или покорение Северного Урала

Журнал «Изобретатель и рационализатор» поздравил УГАТУ с 90-летним юбилеем

27 марта продолжатся занятия в бесплатной Воскресной математической школе УГАТУ в очном формате

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму