Прощание с конструктором – легендой

09.09.20, 15:36

Прощание с конструктором – легендой

 

Вчера, 8 сентября, в Москве простились с главным конструктором самолета Ту-154 Александром Шенгардтом, старейшим сотрудником ПАО «Туполев». Ему было 95 лет. Александр Сергеевич Шенгардт по праву считался человеком-легендой. 70 лет (!) он трудился в ОКБ Туполева, в которое пришел еще в 1948 году после окончания МАТИ, из них на протяжение 35 лет был главным конструктором Ту-154 – самого массового и удачного самолета советской и российской гражданской авиации. В 1980 году за создание Ту-154 А.С. Шенгардт был удостоен высокого звания «Лауреат Ленинской премии». Принимал участие в создании почти всех известных послевоенных туполевских самолетов – Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-22, Ту-114. Был ведущим и главным конструктором одного из самых популярных советских пассажирских самолетов Ту-134. Конечно, главным делом всей жизни Шенгардта стал Ту-154. Под его руководством были созданы многочисленные модификации этого лайнера, в том числе самая совершенная – Ту-154М (этот самолет до сих пор изучают в УГАТУ студенты, обучающиеся по направлению «Техническая эксплуатация двигателей и летательных аппаратов»).

 

Под руководством Шенгардта в конце 80-х годов был создан экспериментальный самолет Ту-155, использовавший в качестве топлива сжиженный водород и сжиженный природный газ (криогенное топливо). До сих пор ничего подобного в мире нет! Результаты испытаний были столь впечатляющими, что в руководстве страны серьезно обсуждался вопрос о создании серийного Ту-155 на криогенном топливе – увы, распад СССР и экономические трудности 90-х не позволили реализовать эти замыслы. Но сама идея продолжает жить – сегодня в КБ Туполева есть проекты криогенных самолетов, можно не сомневаться – создание криогенного самолета – дело времени. С 2012 года и вплоть до последнего дня жизни А.С. Шенгардт занимал пост советника генерального директора ПАО «Туполев».

 

Посещая фирму «Туполев» в рамках популярного проекта УГАТУ «Московские каникулы», наши студенты встречались с Александром Сергеевичем. Он буквально с первых минут общения покорил всех эрудицией, энциклопедическими знаниями, философскими взглядами на процессы, происходящие в авиационной технике и обществе, тонким чувством юмора, демократизмом и доступностью.

 

Мы видели перед собой настоящего патриота страны, человека, глубоко неравнодушного к судьбе отечественного самолетостроения. Очень жаль – ушел последний великий конструктор самолетов из той блестящей плеяды создателей отечественной авиационной техники, которыми по праву гордилась страна. Будем помнить.

 

 


Начальник ОТиРВ,

С.И. Каменев