Расписание

Сведения об ОО

ИСУ УГАТУ

Личный кабинет

СДО

Первый полет подполковника запаса Сафиуллина

Поделиться:

В преддверии 90-летия УГАТУ мы публикуем воспоминания преподавателей и сотрудников вуза, которые внесли свой вклад в развитие отечественной авиации, и сегодня могут служить примером современному поколению студентов.

Знакомьтесь, старший преподаватель Военного учебного центра УГАТУ, подполковник запаса Анвар Ульфатович Сафиуллин. Анвар Ульфатович родился в одном из красивейших уголков Башкирии – Караидельском районе, с детства хотел стать летчиком и поступить в военное училище. Но с первого раза не получилось, и Анвар пришел учиться в 1975 году в Уфимский авиационный институт. Но небо звало, и через год он стал курсантом летного училища в Ставрополе.

Спустя сорок лет он вернулся в наш авиационный университет уже на должность преподавателя. Сегодня Анвар Ульфатович с гордостью вспоминает годы учебы и службы.

20 сентября для подполковника запаса А.У. Сафиуллина – знаменательный день.  45 лет назад, в 1977 году, он, будучи курсантом 1 курса Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов ПВО, выполнил свой первый самостоятельный полет на учебном реактивном самолете.

Сегодня он вспоминает, как это было:

- Ну что, готов?

- Так точно, товарищ лейтенант.

- Главное – не волнуйся. Делай всё так же, как и в предыдущих полетах. Садись в кабину.

- Есть.

  Оборудование включено, двигатель запущен, прогрет и опробован, все системы проверены. С разрешения руководителя полётов выруливаю для взлёта. Как же хочется скорее оказаться на взлётно-посадочной полосе, но скорость руления по аэродрому ограничена Инструкцией лётчику самолёта Л-29.

На фото: Самолет Л-29 выруливает на старт

И вот она - долгожданная линия исполнительного старта на ВПП.

     Проверил правильность показаний приборов и запросил у РП разрешение на взлёт.

     - 719-ый, взлетайте по кругу.

     Кажется, нет на свете более желанных слов!

На фото: Взлет

     Увеличиваю обороты двигателя до максимальных, удерживая при этом самолёт тормозами. По мере нарастания тяги двигателя всё больше ощущается стремление машины рвануться с места старта. По показаниям приборов убедился в нормальной работе двигателя, включил отсчёт времени полёта, растормозил колёса и начал разбег.

     Самолёт, как застоявшийся скакун, устремился вперёд. С ростом скорости разбега и, в соответствии с законами аэродинамики, увеличением подъёмной силы, самолёт как будто становится всё более и более невесомым.

     Ещё мгновение, и сладостный миг отрыва самолёта от земли. Словно сброшены оковы земного притяжения и машина начинает набирать высоту.

     На установленной Инструкцией лётчику высоте нажал кнопку уборки шасси и тут, словно молния, сознание пронзила мысль: «Всё, теперь придётся садиться…». Но нет никакой тревоги и волнения. Надо выполнять полётное задание: продолжать дальнейший набор высоты, убрать закрылки и далее всё остальное, «как учили».

     Наконец, занята высота круга и следует прямолинейный участок полёта от второго разворота к третьему. Теперь можно немного и полюбоваться красотой благодатной краснодарской земли – уютным городком Кореновск, зеленью его садов, извивающейся лентой реки, аккуратными разноцветными квадратами полей. Как же прекрасна земля с высоты! Меня переполнили чувства гордости и восторга: ты один в воздухе и управляешь реактивным самолётом!

     Эх, жаль, что всё это скоротечно… Наступает момент выпуска шасси, очередного доклада РП и своевременного выполнения захода на посадку. После вывода из четвёртого разворота взору открывается желанная каждому лётчику проекция посадочной полосы. Сейчас всё внимание сосредоточено на точности расчёта на посадку.

     Планируя по глиссаде, мысленно повторяю и контролирую: «направление, угол, скорость, высота…». Приближается самый ответственный и, кстати, самый опасный этап полёта – посадка. Здесь необходима не только максимальная концентрация, правильное переключение и распределение внимания, но и врождённое чувство высоты, без которого невозможно научиться летать.

     Выравнивание, выдерживание, мягкое приземление, пробег…

На фото: На этом самолете, я только что выполнил первый самостоятельный полет. Мне 19 лет.

Всё, я сделал это! От осознания свершившегося душа моя пела и ликовала! Ведь эти несколько минут первого самостоятельного полёта по кругу вобрали в себя целый год учёбы в лётном училище: напряжённые занятия по изучению общеобразовательных и специальных дисциплин, прыжки с парашютом, полёты на тренажёре, учебные катапультирования на наземном катапультном тренажёре лётчика.

     И надо учесть, что было это в условиях военной службы: жизнь в казарме, подъём в шесть часов утра, зарядка, строевая подготовка, суточные наряды, дежурство в столовой, караул. Но все эти трудности для меня и моих друзей-однокашников не были в тягость. Ведь мы обязаны были пройти через всё это, чтобы настал счастливейший момент в нашей жизни – первый самостоятельный полёт!

     После заруливания на стоянку охладил и выключил двигатель, открыл фонарь. Теперь можно и покинуть кабину. Но мне не удалось ступить на землю – друзья, ожидающие моего заруливания, подхватили меня на руки, стали подбрасывать с криками «Ура!». Вот так закончился этот полёт.

    

На фото: С благодарностью вспоминаю своего первого летчика-инструктора, лейтенанта Виктора Алексеевича Кузьмина - человека, который дал мне "крылья".

В моей жизни были еще первые самостоятельные полёты: на третьем курсе на сверхзвуковом истребителе-перехватчике, в боевом полку после выпуска из училища, на новом типе самолёта.

  Но этот полёт 20 сентября 1977 года останется самым дорогим и памятным для меня, потому что он был ПЕРВЫЙ!

Эльвира Ганиева, Управление медиакоммуникаций


Смотрите также

Инфогид для первокурсников: бюст Серго Орджоникидзе – талисман для отличников

«Инфогид для первокурсников»: первый космонавт Земли

Триптих "Всеобуч" и композиция "Покорителям космоса"

Как строился авиационный

Как строился авиационный: общежитие - второй дом

Патриарх авиационного моторостроения

Космонавт № 7 и Уфимский авиационный: история длиною в полвека

Дань памяти и уважения

Презентация УГАТУ

Презентационный фильм об УГАТУ

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Позвонить

или заполнить форму ниже

Закрыть форму