Расписание

Сведения об ОО

ИСУ УГАТУ

Личный кабинет

СДО

Патриарх авиационного моторостроения

Поделиться:

В 2022 году исполняется 130 лет со дня рождения и в сентябре этого же года 60 лет со дня ухода из жизни выдающегося отечественного конструктора авиационных двигателей Владимира Яковлевича Климова. На протяжении пяти лет (с 1941 по 1946 год) он жил и работал в Уфе.

Академик, Дважды Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-технической службы, четырежды лауреат Государственной премии СССР, он окончил Московское высшее техническое училище. Ученик основателя отечественной авиационной науки профессора Николая Жуковского, в начале 30-х годов он был председателем комиссий по закупке лицензий на иностранные двигатели в Берлине и Париже. Тогда были приобретены лицензии на двигатель воздушного охлаждения «Райт-Циклон» и двигатель жидкостного охлаждения «Искано-Сюиза», оказавшие колоссальное значение на развитие отечественного авиадвигателестроения.

В 1935 году В.Климов назначается главным конструктором авиационного моторного завода № 2 Б в Рыбинске, где были созданы и запущены в серийное производство мощные и легкие двигатели жидкостного охлаждения М-100 и М-103, а также двигатель М-105. Этими моторами оснащались почти все истребители конца 30-х – начала 40-х годов.

С началом войны завод был эвакуирован в Уфу, и здесь в кратчайшие сроки был создан мощный авиамоторный завод № 26. Двигатели российского конструктора выгодно отличались большой мощностью, надежностью, высотностью и быстроходностью, при этом имели малые размеры и небольшую массу. Они устанавливались на большинство советских истребителей военного времени - Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и пикирующие бомбардировщики Пе-2 всех модификаций.

Очень трудно рождался один из самых мощных двигателей того времени - ВК-107. С этим двигателем истребитель Як-3 показывал рекордную скорость - 720 км/час, а сам двигатель выпускался серийно в Уфе до 1948 года. Всего было выпущено свыше 7900 экземпляров.

В 1943 году из Уфы в Кремль ушла телеграмма: «Москва, Кремль, товарищу Сталину. Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить немецко-фашистских захватчиков, я отдал свои денежные сбережения в сумме 73 тысячи рублей в фонд строительства эскадрильи самолетов. Главный конструктор завода Герой Социалистического Труда Климов».

Эта телеграмма была опубликована в газете «Известия», как и ответная от Сталина с благодарностью за заботу о Воздушных силах Красной Армии.

Окончание II мировой войны совпало с началом эры реактивной авиации. СССР нужно было быстро наверстывать отставание, поэтому решено было использовать трофейные немецкие двигатели ЮМО-004, ВМВ-003. В мае 1945-го на завод прибыло два немецких двигателя ЮМО004. Согласно документам, «один в собранном виде, другой в виде деталей», никакой документации к ним не прилагалось. Но коллектив КБ Климова с задачей блестяще справился. В конце января 1946 года в Уфе был собран первый РД-10, который позволил производить реактивные истребители Як-15. Уже в августе 1946 года на воздушном параде в Тушино были продемонстрированы первые советские реактивные истребители Як-15 и МиГ-9.

В военные годы главный конструктор ОКБ Уфимского моторостроительного завода, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР В.Я.Климов являлся бессменным председателем государственных экзаменационных комиссий нашего авиационного института. Благодаря этому он оказывал непосредственное влияние на уровень и качество выпускаемых УАИ специалистов. В. Я. Климов неоднократно отмечал техническую зрелость и высокую подготовку выпускаемых Уфимским авиационным институтом специалистов.

В уфимский период у Климова проявился дар разглядеть и продвинуть вперед способных молодых инженеров. Именно Климов увидел в парторге Н.Кузнецове талантливого конструктора и организатора. С 1946 по 1948 год Н.Кузнецов был главным конструктором Уфимского моторного завода.

В 1946 году Климов уехал в Ленинград, где успешно продолжил работу по созданию новых авиационных газотурбинных двигателей. Самый известный и популярный из них ВК-1 выпускался также и в Уфе.

Сегодня имя выдающегося творца авиадвигателей носят площадь в Санкт- Петербурге и улица в Запорожье. В Уфе на здании УМПО в его честь установлена мемориальная доска.

Материал подготовлен при участии доцента УГАТУ Сергея Каменева.

Управление медиакоммуникаций

 


Смотрите также

Триптих "Всеобуч" и композиция "Покорителям космоса"

Как строился авиационный

Первый полет подполковника запаса Сафиуллина

Как строился авиационный: общежитие - второй дом

Космонавт № 7 и Уфимский авиационный: история длиною в полвека

Дань памяти и уважения

С днем Космических войск России!

КБ «Туполев»: 100 лет на высоте!

Презентация УГАТУ

Презентационный фильм об УГАТУ

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Позвонить

или заполнить форму ниже

Закрыть форму