«Вся Уфа», 10 января 2019 года

 

Умственные состязания проходили в столице Малайзии, Куала-Лумпуре. Почему эта дисциплина набирает мировую популярность и есть ли польза в умении складывать и вычитать в уме?

 

Ни калькулятора, ни черновика. 9-летний Ильяс Игибаев за несколько секунд складывает и вычитает в уме трехзначные числа. Уже третий год мальчик занимается ментальной арифметикой. Это помогает и в изучении математики в школе.

 

Ильяс и его сестра Амина вместе с еще двумя школьниками защищали честь России на Международной олимпиаде по ментальной арифметике в Малайзии. В ней приняли участие 763 школьника из 20 стран. Амина Игебаева заняла третье место.

«Для меня это было очень важно. Так как я представляла свою страну. И именно из-за этого я почти не волновалась», - говорит ученица 5-го класса Башкирской гимназии №20 им.Ф.Мустафиной Амина Игебаева.


Всего же в состав российской команды попали 4 уфимских школьника в возрасте от 8 до 11 лет. В их копилке одно второе место и три бронзы. Могут лучше - потенциал позволяет, уверен тренер уфимцев. 

«В России это новое направление. Он не более 3-4 лет существует. Так что, весь потенциал еще впереди. Будем работать, будем заниматься, будем брать места», - комментирует тренер по ментальной арифметике Ульфат Маликов.


Ментальная арифметика - это система сложения и вычитания, умножения в уме больших чисел. Сначала со специальными счетами - абакусом. А потом - лишь помогая себе руками, двигая воображаемые костяшки счётов. 

Продвинутый уровень - когда дети складывают в уме числа и одновременно рассказывают стихи или прыгают на скакалке. Профессор Владимир Водопьянов считает, что из-за компьютеров и гаджетов школьники и студенты разучились думать логически и считать без калькулятора. Поэтому ментальную арифметику называет гимнастикой для ума. 
 

«Это гимнастика ума. К сожалению, сейчас школьники, приходящие в ВУЗ не умеют думать, не умеют логически размышлять. А это все складывается, когда человек работает, когда человек думает, когда человек считает», - рассказывает декан общенаучного факультета УГАТУ Владимир Водопьянов.


Считается, что эта дисциплина развивает левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, аналитические навыки. Кроме того, подобные занятия способствуют увеличению объёма памяти. Однако некоторые психологи довольно скептически относятся к ментальной арифметике. Говорят, вреда от нее нет. Но и пользы тоже. 
 

«Допустим, специальных исследований на предмет того, насколько развиваются межполушарные связи от этой системы, нет. Как компонент развития умственных способностей это будет полезно. Но я бы на месте родителей ни в коем разе не преувеличивала роль этой системы», - сообщила кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии БашГУ Наталья Асафьева.


А пока взрослые спорят между собой о пользе этой дисциплины, дети успешно осваивают ее и показывают отличные результаты на международном уровне. Даже если навык быстро считать в уме не пригодится ребятам в будущем, любовь к числам и умение логически мыслить станут основой для новых достижений и побед.

 

Смотреть на сайте источника >>

 

11.01.19, 16:39