Статьи и интервью

Космическая «лавочка»

 

11 сентября 2020 года исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося отечественного авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Родился Лавочкин в г. Смоленске, в семье учителя. В 1917 году окончил в Курске гимназию с золотой медалью, в 1918-1920 гг. служил в Красной Армии, воевал. В 1920 году демобилизовался и был направлен на учебу в Москву, поступил в знаменитый МВТУ (ныне - МГТУ им. Н. Э. Баумана), который в те годы был «кузницей кадров» для российской авиации. В 1927 году окончил училище и получил квалификацию инженера-аэромеханика. Работал в ряде КБ, однако первый большой успех пришел к Лавочкину в 1939 году, когда вместе с Горбуновым В.П. и Гудковым М.И. (весьма редкий пример конструкторского «триумвирата») они в инициативном порядке сконструировали прогрессивный для того времени истребитель ЛаГГ-1, после доработок и испытаний получивший в серии обозначение ЛаГГ-3. Главной особенностью самолета стало использование в качестве основного конструкционного материала дельта-древесины – по сути, одного из первых композиционных материалов, представляющего собой древеснослоистый пластик на основе формальдегидной смолы, армированной древесными волокнами. Дюралюминия в стране не хватало, а использование доступной, недорогой, и что важно для боевого самолета огнеупорной, дельта-древесины казалось хорошей альтернативой. Увы, начавшаяся война внесла свои коррективы – серийный выпуск ЛаГГ-3 к концу 1943 года был завершен.

 

Намного более известны лавочкинские Ла-5 и Ла-7 – эти выдающиеся самолеты были спроектированы уже только под руководством Семена Алексеевича – война развела пути трио, создававшего ЛаГГи. Истребитель Ла-7 по своим летно-техническим данным и вооружению заслуженно считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Именно на этом самолете завершал войну наш знаменитый ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Кстати, подлинный кожедубовский Ла-7 сегодня является «жемчужиной» экспозиции монинского музея авиации.

 

После войны ОКБ-301 Лавочкина, как и все советские авиационные КБ, перешло на создание реактивной техники. Как всегда, разработки коллектива Лавочкина С.А. отмечали новаторские идеи, нестандартные подходы к решению сложных технических проблем. Так, Ла-160 впервые в отечественном авиастроении был оснащен стреловидным крылом, а Ла-176 впервые в СССР в январе 1949 г. преодолел звуковой барьер.

 

Последним пилотируемым самолетом ОКБ-301 стал перехватчик Ла-250. Лавочкин снова опередил время – на тот момент это был во многом передовой, но при этом сложный самолет, в котором были сконцентрированы многочисленные новейшие решения и технологии. Ла-250 тоже, к счастью, сохранился для потомков и находится в составе экспозиции монинского музея авиации.  Увы, в серию эта интересная машина не была запущена – затянулись испытания, но самое, пожалуй, решающее обстоятельство состояло в том, что уже с начала 50-х годов ОКБ-301 было буквально перегружено заданиями государственной важности, что привело к определенному распылению сил. Этим, по мнению ветеранов ОКБ-301 объясняется то, что в 50-е годы у Лавочкина С.А. в самолетостроении не было столь успешных машин, как Ла-5 и Ла-7.

 

Это объяснимо – титанических усилий потребовала программа «Буря». Даже сегодня эта выдающаяся разработка вызывает восхищение и огромное уважение в адрес создателей и прежде всего – С.А. Лавочкина.

 

Крайне сложная обстановка времен разгара «холодной» войны со всей остротой обозначала проблему доставки в случае необходимости ядерного боезаряда до территории потенциального противника – США. Одним из таких средств доставки могла стать стратегическая двухступенчатая система «Буря» – беспилотный самолет-снаряд (по современной классификации – крылатая ракета), оснащенный прямоточным ВРД, двумя разгонными блоками с ЖРД, системой астроориентации и наведения. Для 50-х годов XX столетия – все это выглядело как научная фантастика. Впервые широко был применен титан, созданы новые термостойкие материалы, реализована система вертикального старта на железнодорожной платформе, крейсерская скорость – невиданные для того времени 3 Маха. Все было сделано в фирменном «лавочкинском» стиле – оригинально, нетривиально, красиво. Несмотря на колоссальные трудности, «Буря» после нескольких неудачных стартов полетела! К моменту закрытия программы было несколько удачных запусков, и создатели были уже полностью уверены в успехе. Увы, после неожиданной смерти Семена Алексеевича 9 июня 1960 г. на казахстанском полигоне Сары-Шаган при отсутствии своевременной и квалифицированной медицинской помощи, «Буря» в прямом смысле «осиротела».

 

Под давлением тогдашнего лидера страны Хрущева Н.С. программа была закрыта. Многие эксперты до сих пор считают это одной из многочисленных ошибок тогдашней авторитарной власти. Лавочкин не дожил даже до 60-летия. А ведь это – возраст расцвета для таких творческих личностей.

 

Помимо «Бури» и боевых самолетов в это время ОКБ-301 Лавочкина С.А. еще разработало беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень Ла-17 и на его базе – беспилотный фронтовой разведчик, велись серьезные работы по ракетному комплексу ПВО «Даль».

 

Государство высоко оценило заслуги С.А. Лавочкина в обеспечении обороноспособности страны – он дважды был удостоен звания Герой Социалистического труда. С.А. Лавочкин – Лауреат 4-х государственных (Сталинских) премий, член-корреспондент АН СССР, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

 

А вот в судьбе ОКБ-301 после смерти Лавочкина произошел резкий поворот – решением руководства страны оно было перепрофилировано на космическую тематику. Авиация, увы, лишилась такого интересного и творческого коллектива. Многие соратники Лавочкина перешли в другие КБ. Зато космическая отрасль приобрела. Сегодня эта фирма называется «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», а многие специалисты космической отрасли ласково называют ее «лавочкой». Здесь создавались и продолжают создаваться уникальные космические аппараты – автоматические межпланетные станции, аппараты серии «Венера», «Марс», «Фобос», «Вега», «Луна», знаменитые «Луноход-1», «Луноход-2», разгонные блоки «Фрегат» (именно «Фрегат» выводил га завершающем этапе пути на орбиту наш спутник «УГАТУСАТ»), искусственные спутники Земли «Кулон», «Спектр-Р» и многие другие.

 

Несколько лет назад группа студентов УГАТУ в ходе программы знакомства с аэрокосмическими предприятиями Москвы и Подмосковья посетила в г. Химки АО «НПО им. С.А. Лавочкина», где была принята очень радушно. Нам воочию удалось познакомиться с флагманом отечественной космической отрасли. Порадовало, что на предприятии бережно хранят все, что связано с памятью о его создателе и первом руководителе. В центре демонстрационного зала располагается экспозиция, посвященная Лавочкину С.А., фрагмент его рабочего кабинета, модели самолетов и ракет, созданных под его руководством. Перед административным корпусом установлен бронзовый бюст Лавочкина С.А., на территории предприятия находится самолет-памятник – легендарный истребитель Ла-5.

 

Бренд Лавочкина по-прежнему на высоте!

 

 

Каменев С.И.,

начальник ОТиРВ


 

Уфа-Тула-Москва

 

В августе 2019 года двадцать восемь студентов УГАТУ стали участниками проекта «Московские каникулы». В течение многих лет ежегодно лучшие представители нашего студенчества премируются поездкой, в ходе которой посещают ведущие авиакосмические предприятия и НИИ страны и встречаются с известными учеными, космонавтами, летчиками-испытателями.

 

Первый пункт поездки – город-герой Тула, кузница российского оружия. Наша делегация посетила производственное объединение «Туламашзавод» - известный в России и за рубежом завод по производству оружия и боевой техники. Именно здесь сконструированы и серийно производятся самые современные и грозные авиационные и морские зенитные, артиллерийские и ракетные комплексы «Каштан», «Пальма», «Дуэт», многоствольные авиационные пушки и многое другое. Находясь в демонстрационном зале завода и рассматривая образцы вооружения, многие из которых блестяще зарекомендовали себя в локальных конфликтах, испытываешь чувство гордости за людей, которые сумели создать эти высокоэффективные образцы.

 

Сильнейшее впечатление производит уникальный по экспозиции и архитектурному решению Тульский государственный музей оружия – один из старейших в России, зародившийся еще в 1724 г. Несколько лет назад музей получил новое здание очень оригинальной формы в виде богатырского шлема русского воина. На шести (!) этажах располагается богатый фонд, многие из экспонатов которого существуют в единственном экземпляре, а некоторые, как, например, легендарная винтовка Мосина, имеют заводской серийный № 1. В музее широко используются современные компьютерные технологии, в том числе и мультимедийные, позволяющие посетителям почувствовать себя непосредственным участником великих исторических событий. У нас сложилось мнение, что сегодня это один из лучших российских музеев. Неплохо бы и нашему вузу взять на вооружение идеи тульской экспозиции при реконструкции музея УГАТУ.

 

Следующим объектом нашей программы был 121-ый авиаремонтный завод в подмосковной Кубинке - современное и ведущее российское предприятие по ремонту самолетов фронтовой авиации. Наши студенты с интересом ознакомились с современными технологиями производства, оборудованием и установками. Интересно, что этот завод вполне может сотрудничать с нашим университетом в самых разных областях, начиная от подготовки специалистов и организации производственных практик до совместных научных и хоздоговорных работ. Рядом с заводом находятся очень популярные объекты - музей бронетанковой техники и военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот». Впечатлений масса: богатые экспозиции, ряд раритетов, включая самый тяжелый в истории мирового танкостроения германский танк Maus массой 189 тонн! Мы посетили реконструированную партизанскую деревню и увидели строящийся главный храм Вооруженных Сил РФ, который возводится на народные пожертвования и будет открыт к 75-летию Великой Победы. Важнейшей целью проекта стало посещение Международного авиационно-космического салона МАКС-2019, где наши студенты приняли участие в форуме «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией» и успешно выступили в авиабрейн-ринге, заняв второе место среди всех авиационных вузов России. В ходе авиасалона делегация УГАТУ встретилась с главным конструктором ОАО «Туполев» Игорем Калыгиным, Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР Виктором Пугачевым, Героем России, заслуженным летчиком-испытателем РФ Юрием Ващуком. Прямо в летающей лаборатории Ил-76 ЛЛ состоялась встреча с руководством ЛИИ им. М.М. Громова и выпускниками УГАТУ, ныне работающими там. Было приятно, что экскурсии в летающей лаборатории Ил76 ЛЛ проводит наш выпускник 2015 года Вадим Изимариев. Сегодня он, ведущий инженер по летным испытаниям, принимает самое непосредственное участие в испытаниях новейшего ТРДД ПД-14 для главной надежды российского авиапрома - магистрального лайнера МС-21. Насыщенную программу дополнили экскурсии в Московский Кремль, музей авиации в Монино, музей космонавтики на ВДНХ, смотровую в Москва-Сити, галерею современного искусства в музее им. А.С.Пушкина.

 


С.КАМЕНЕВ, С.ЛИ, руководители группы

 

 

Владимир Пролипото (ФАДЭТ):

- Хочется отдельно отметить брейн-ринг на авиасалоне МАКС. Мы гордо поприветствовали всех словами: «Набирай высоту с УГАТУ!». Достойно ответили на шесть вопросов викторины, опередив большинство соперников. Гвоздем нашего выступления был проект Рафаэля Кильметова «Coaxcopter». Мы представили летательный аппарат, являющийся уникальным продуктом совместных усилий специалистов пяти факультетов и институтов нашего университета.

 

Султан Ярмеев (ФАВИЭТ):

- Поездка в Москву была потрясающей! Среди всех событий мне хочется выделить экскурсии на Тулмашзавод, в тульский музей оружия и музей современного искусства. Музей оружия поразил меня количеством экспонатов с богатым историческим прошлым. Прослеживается мысль, что в нашей стране оружие всегда использовалось только для защиты Родины. Я обязательно вернусь сюда вновь. В целом, огромные заводы, невероятные выставки, прекрасные музеи, циклопические здания – всё это заставляет почувствовать величие человеческого труда и творчества. Лишь сплав искусства и науки поможет нам проложить путь в будущее!

 

Кирилл Иванов (ИАТМ):

- На авиасалоне был организован научный форум для молодежи. Студенты вузов подготовили интересные доклады на актуальные темы, поделились опытом проведения научных исследований, а также обзавелись контактами.

 

Мария Алексеенко (ФИРТ):

- В первую очередь хочется выразить огромную благодарность нашим руководителям. Спасибо вам за заботу и отличную программу!

 

Илья Аслямов (ФАВИЭТ):

- Особенно меня впечатлила масштабная выставка на МАКСе в г. Жуковском. Яркие выступления пилотажных групп превращают авиасалон в потрясающий праздник. Здесь были представлены новейшие авиаразработки России. Мы можем гордиться, что в нашей стране активно развивается авиастроительная отрасль. Огромную благодарность хочу выразить руководству университета за проект «Московские каникулы».

 

 

 

Материалы подготовила Э.ГАНИЕВА

 


 

Требуются неопытные специалисты

 

Застолбить перспективные рабочие места студенты могут заранее

 

Найти достойную работу нынче непросто любому. А уж свежеиспеченному молодому специалисту и подавно: большинство вакансий требует от соискателей практического опыта и стажа. Поэтому задача любого уважающего себя вуза — не только вырастить новые кадры, но и помочь им трудоустроиться по специальности. Для этого в УГАТУ и проводятся ежегодно Дни карьеры.

 

 

Технарей прибыло

 

Представители более чем 50 предприятий и компаний собрались в холле уфимского авиационного вуза, зазывая не только выпускников на постоянную работу, но и студентов на практику. Большая часть из них — уфимские. Но есть и иногородние, в основном крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса.

 

— С каждым годом среди работодателей, откликнувшихся на наше приглашение, все больше технарей, — замечает Сергей Каменев, начальник отдела трудоустройства и работы с выпускниками УГАТУ. — А раньше было очень много финансистов, страховщиков. Явно ощущается, что технические специалисты у нас все более востребованы, оживает оборонный сектор, идут новые заказы в промышленность.


УМПО — главный партнер-работодатель вуза, ежегодно на нем проходит практику множество студентов УГАТУ. Сейчас в университете обучается около 400 целевиков от мотостроительного предприятия, и еще примерно столько же выпускников придет туда на работу «с улицы». Вакансий хватает, постоянно нужны конструкторы, технологи.

 

— Мы сегодня разрабатываем множество новых изделий, осваиваем производство двигателей для вертолетов, новейших самолетов, — подтверждает Николай Лютов, заместитель управляющего директора УМПО. — Молодежь нам требуется постоянно.


Регулярно пополняет кадровый состав выпускниками УГАТУ и другое крупное уфимское предприятие — УППО. Здесь тоже полно вакансий для начинающих, взять на работу готовы монтажников радиоэлектронной аппаратуры, конструкторов, технологов, специалистов по приборостроению. На обоих предприятиях действуют программы помощи молодым специалистам, выплачиваются подъемные. На какую зарплату может рассчитывать выпускник в самом начале карьеры? Около 20 тысяч рублей.


Компания «ТС Техник», занимающаяся техническим обслуживанием и ремонтом авиатехники, активно сотрудничает с факультетом авиационных двигателей УГАТУ, принимая студентов на практику. Зарплату здесь обещают побольше, от 30 тысяч.


Интересно, что назвать конкретные цифры берутся немногие, в основном это серьезные предприятия-«технари». Прочие организации туманно обещают «достойную оплату труда» или же «зарплату по результатам собеседования». Остается лишь надеяться, что соискателей такая неопределенность не отпугивает.

 

 

Все работы хороши

 

На ярмарке вакансий можно встретить самых разных работодателей — газовиков и нефтяников, айтишников, банкиров и даже детскую школу программирования «Юникорд», ищущую среди студентов-компьютерщиков преподавателей для своих юных учеников.


Стенды нефтяных и газовых компаний традиционно пользуются популярностью среди студентов — ребят привлекает имидж этих организаций. Однако нужно иметь в виду: компании ищут не городских кабинетных работников — их и так хватает, а представителей рабочих специальностей на производство, расположенное в основном в филиалах по всей республике.

 

— Нужны специалисты по КИПиА, сварщики, токари, электротехники, — перечисляет Юлия Левченко, представитель ООО «Газпром трансгаз Уфа». — Правда, молодежь нередко идет к нам на рабочие специальности в надежде закрепиться и пойти по карьерной лестнице дальше.


Проявляют студенты интерес и к стенду банка «Уралсиб» — на Днях карьеры в УГАТУ эта организация впервые. Ей требуются экономисты, айтишники и математики-аналитики в службу риск-менеджмента.

 

 

Первым делом — самолёты

 

Собравшиеся на День карьеры студенты с выбором не торопятся, листают рекламные буклеты, задают вопросы, размышляют. Многие из них весьма разборчивы и точно знают, чего хотят от будущей работы.

 

— Для меня главное — устроиться по специальности, — заверяет второкурсник Егор Александров, родом из Челябинской области. — Я поступил на техническую эксплуатацию авиационных двигателей, чтобы иметь дело непосредственно с самолетами.


Его будущие коллеги с четвертого курса, Альмир Зиннатуллин и Сергей Балашов, тоже рассматривают исключительно предприятия, занимающиеся обслуживанием воздушных судов и их двигателей. А выбор не так уж велик. Ребята в этом году уже побывали на практике в авиакомпании «Ютейр» и остались в целом довольны, но теперь им хочется попробовать свои силы и в других местах, чтобы иметь возможность сравнить. Ради этого они готовы поехать в любой регион страны. Так, ребят заинтересовала компания «С-7 Инжиниринг» — предприятие, обслуживающее самолеты в московском аэропорту Домодедово.

 

— Меня влекут иностранные и новейшие отечественные воздушные судна, хотелось бы поработать с ними, своими руками потрогать, — мечтает Сергей Балашов. — Но в нашем регионе они начали появляться только недавно, и специалистов нашего ранга к ним не подпускают. А вот в Москве, может, получится познакомиться с передовой техникой поближе.

 

 

Уезжают, но с пользой

 

АО «ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» — предприятие в Подмосковье, специализирующееся на разработке и производстве крылатых ракет для ВС России. Среди его сотрудников потихоньку формируется диаспора выпускников УГАТУ. Один из таких выпускников, Альберт Карамов, сегодня приехал в качестве представителя предприятия в поисках новых сотрудников: специалистов по приборостроению, авиастроению, радиоэлектронным системам. Сам Альберт на предприятии с 2014 года. Условия для молодых специалистов там отличные, по его словам, стартовая зарплата 30 тысяч рублей, есть субсидии на приобретение жилья. Выпускники УГАТУ не теряют связи, держатся вместе.


Прибыли за молодыми специалистами из УГАТУ и представители еще одного предприятия мирового уровня — ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», крупнейшего в мире производителя титановой продукции из Свердловской области.

 

— К сожалению, выпускников вашего вуза у нас мало, — посетовал Евгений Ездоков, представитель корпорации. — Надеемся, их станет больше: мы заключили с УГАТУ договор о практике, предлагаем студентам целевую подготовку.


Но хорошо ли, что иногородние предприятия беспрепятственно переманивают наших выпускников в другие регионы? Сергей Каменев считает, что пользы от такой практики гораздо больше, чем вреда. УГАТУ ежегодно выпускает две с половиной тысячи новых специалистов. Уезжают в другие города единицы, но благодаря этому у вуза устанавливаются контакты, укрепляются связи, заключаются договоры о сотрудничестве с ведущими отраслевыми предприятиями страны.

 

— Благодаря таким связям мы можем набираться опыта, приглашать в наш вуз специалистов мирового уровня, — отмечает Каменев. — Например, главный конструктор всемирно известного КБ «Туполев» дважды был у нас председателем ГЭК и читал лекции по современным проблемам самолетостроения. А в этом году нескольких наших студентов впервые пригласили на практику на вертолетный завод в Улан-Удэ.


Кроме ярмарки вакансий в рамках Дня карьеры в УГАТУ прошла встреча студентов с выпускниками прошлых лет, а ныне руководителями предприятий и ведущими предпринимателями республики.

 

Фанур ШАЙХИСЛАМОВ, заместитель министра труда и социальной защиты населения РБ:

— УГАТУ — один из основных вузов республики, готовящий ценных специалистов. Но конкуренция очень большая, и работодатели сегодня уделяют большое внимание не только знаниям по специальности, но и таким навыкам соискателей, как коммуникабельность, работа в команде, креативность. Дни карьеры дают возможность студентам заранее познакомиться с работодателями и их требованиями.

 

 

 

Автор: Жанна МИРОНОВА

 


 

Конструктор-легенда

 

В сентябре 2020 г. в Москве простились с главным конструктором самолета Ту-154 Александром Шенгардтом, старейшим сотрудником ПАО «Туполев». Ему было 95 лет. Александр Сергеевич Шенгардт по праву считался человеком-легендой. 70 лет (!) он трудился в ОКБ Туполева, в которое пришел еще в 1948 году студентом на преддипломную практику. После окончания МАТИ связал свою судьбу с именитым КБ. На протяжение 35 лет был главным конструктором среднего магистрального лайнера Ту-154 – самого массового и удачного самолета советской и российской гражданской авиации. В 1980 году за создание Ту-154 А.С. Шенгардт был удостоен высокого звания «Лауреат Ленинской премии». Принимал участие в создании почти всех известных послевоенных туполевских самолетов – бомбардировщиков Ту-16, Ту-22 и Ту-95, пассажирских лайнеров Ту-104, Ту-114, Ту-124. В ОКБ А.Н. Туполева А.С. Шенгардт прошел все ступени конструкторской школы от инженера-конструктора III категории до главного конструктора. Был ведущим и главным конструктором одного из самых популярных советских пассажирских самолетов Ту-134. Конечно, главным делом всей жизни Шенгардта стал Ту-154. Под его руководством были созданы многочисленные модификации этого лайнера, в том числе самая совершенная – Ту-154М (этот самолет до сих пор изучают в УГАТУ студенты, обучающиеся по направлению «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»). Под руководством Шенгардта в конце 80-х годов был создан экспериментальный самолет Ту-155, использовавший в качестве топлива сжиженный водород и сжиженный природный газ (криогенное топливо). До сих пор ничего подобного в мире нет! Результаты испытаний были столь впечатляющими, что в руководстве страны серьезно обсуждался вопрос о создании серийного грузопассажирского Ту-156 на криогенном топливе. Был разработан технический проект и на 70% изготовлена техническая документация. Увы, распад СССР и экономические трудности 90-х не позволили реализовать эти замыслы. Но сама идея продолжает жить – сегодня в КБ Туполева есть проекты криогенных самолетов – Ту-204К, Ту-334К, Ту-330 СПГ, Ту-136. Можно не сомневаться – создание криогенного самолета – дело времени. С 2012 года и вплоть до последнего дня жизни А.С. Шенгардт занимал пост советника генерального директора ПАО «Туполев».

 

Посещая фирму «Туполев» в рамках популярного проекта УГАТУ «Московские каникулы», наши студенты встречались с Александром Сергеевичем. Он буквально с первых минут общения покорил всех своей эрудицией, поистине энциклопедическими знаниями, философскими взглядами на процессы, происходящие в авиационной технике и обществе, тонким чувством юмора, демократизмом и доступностью. Нам, в свою очередь, тоже удалось удивить «мэтра авиации» – вручив ему в качестве подарка электронное учебное пособие по конструкции самолета Ту-154М и устройству его систем, созданное в УГАТУ. Оказалось, что до тех пор не было в России полноценного учебного пособия по самой массовой и совершенной модификации – Ту-154М!

 

Мы видели перед собой настоящего патриота страны, человека, глубоко неравнодушного к судьбе отечественного самолетостроения. Очень жаль – ушел последний великий конструктор самолетов из той блестящей плеяды создателей отечественной авиационной техники, которыми по праву гордилась страна. Будем помнить.

 

 

 

Начальник ОТиРВ, С.И. Каменев

 


 

Юбилей космонавта

 

Исполнилось 80 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР Александра Сергеевича Иванченкова. Он родился 28 сентября 1940 года в Ивантеевке Московской области. Судьба не баловала будущего космонавта – с 7-летнего возраста он рос без отца и матери. Воспитывался в семье сестры отца, погибшего на фронте. Трудности только закалили Иванченкова – с детства он привык рассчитывать на себя, добиваясь результатов своим трудом и упорством. После окончания в 1958 г. Ивантеевской средней школы с золотой медалью поступил в МАИ. Далее – работа в знаменитом ОКБ-1 С.П. Королева и участие в создании новых космических аппаратов, в том числе «лунной» ракеты Н-1 и «лунного корабля» – ЛК.

 

В 1973 году А.С. Иванченков был зачислен в отряд космонавтов. Совершил 2 космических полета – в 1978 году на космическом корабле «Союз-29» в качестве бортинженера вместе с Владимиром Коваленком и в 1982 году вместе с Владимиром Джанибековым и первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном на космическом корабле «Союз Т-6».

 

В общей сложности с учетом работы на орбитальных станциях «Салют-6» и «Салют-7» продолжительность пребывания в космосе Александра Иванченкова составила 147 дней 12 часов 38 минут.

 

После ухода из отряда космонавтов А.С. Иванченков продолжил работу в НПО «Энергия» им. С.П. Королева. Автор книги «Миллион лье над Планетой».

 

Вместе со своим первым командиром экипажа В.В. Коваленком в составе делегаций Федерации космонавтики России Александр Иванченков неоднократно бывал в Уфе и в УГАТУ, встречался со студентами и преподавателями нашего университета. Александр Иванченков был среди тех космонавтов, которые, находясь на кратковременном отдыхе в 2011 г. в Калиновке, предложили проводить в этом месте международную аэрокосмическую школу, ставшую с их легкой руки ежегодной и известной не только в России и в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. В 2014 году во время фестиваля «Гагаринские дни в Уфе – 2014» школе №110 Советского района г. Уфы в торжественной обстановке было присвоено имя лётчика-космонавта А.С. Иванченкова.

 

Поздравляем Александра Сергеевича с 80-летним юбилеем, желаем ему космического здоровья и продолжения очень важной и нужной работы по популяризации космонавтики в молодежной среде и пропаганде достижений отечественной ракетно-космической науки и техники!

 

 

Сергей Каменев, член Башкортостанского регионального отделения Федерации космонавтики России, начальник ОТиРВ