Кафедра языковой коммуникации и психолингвистики

 

 
 
Заведующий 
Рогожникова Татьяна Михайловна

 

  ул. К.Маркса, д. 12, корпус 1, ком. 308
 
 

+7(347)273-78-45, 43-33

 
 

yazkipl@mail.ru

   

 

 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ


История кафедры языковой коммуникации и психолингвистики (до 2006 года – кафедра иностранных языков) отсчитывается с года создания в г.Рыбинске авиационного института – с 1932 года. Уфимская история началась со времени эвакуации института в г. Уфу во время Великой Отечественной войны в 1942 году. За это время накоплен богатейший опыт преподавания иностранных языков в техническом вузе, сложились прекрасные традиции. В разные периоды здесь работали крупные ученые-лингвисты (Дж. Киекбаев, И.А. Мыльникова, Т.Н. Наумова). Сегодня уровень квалификации преподавателей кафедры подтверждается научными званиями: 3 профессора, 23 доцента.

 

В 80-ые годы кафедрой руководили выдающиеся ученые: В.А. Салищев, Л.Н. Рождественский, Т.А. Петрова. Их личный авторитет способствовал качественному развитию и совершенствованию работы коллектива.

 

С 1991 года кафедру возглавляет Татьяна Михайловна Рогожникова, заслуженный деятель науки РБ, почетный работниквысшего профессионального образования РФ, доктор филологических наук, профессор. В Республике Башкортостан Т.М. Рогожникова первый и до 2002 года единственный специалист, защитивший докторскую диссертацию в области психолингвистики.

 

Важным этапом и признанием научных усилий коллектива кафедры, ее научного потенциала стало открытие в 2002 году в аспирантуре университета специальности 10.02.19 – теория языка. УГАТУ является единственным техническим вузом в Башкортостане, в аспирантуре которого есть филологическая специальность. За это время девять аспирантов кафедры защитили кандидатские диссертации.

 

Более десяти лет кафедра удачно интегрирована в Башкирский Консорциум образовательных учреждений и осуществляет языковую подготовку управленческих кадров для организаций народного хозяйства Республики Башкортоста наук

 

С 2001 года в рамках реализации программы по стимулированию развития дополнительных образовательных форм подготовки студентов на кафедре действуют краткосрочные курсы иностранных языков. Среди них: «Иностранный (английский, немецкий, французский) для начинающих», «Деловой английский/немецкий/французский язык», «Готовимся к международным экзаменам», «Научно-технический перевод» и многие другие. Заявленные в программе курсы ориентированы на изучение языков международного общения и предполагают коммуникативную направленность подходов, формирование продуктивных навыков и умений пользоваться иностранным языком в  ситуациях делового и профессионального общения.

 

Создавая необходимые условия для реализации нового интегративного подхода к обучению иностранным и родному языкам, в основу которого положены личностно-ориентированный многоуровневый подход и инновационные составляющие, коллектив кафедры стал активным участником Инновационной Образовательной Программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Работа коллектива стала сквозным направлением для всех приоритетных технических направлений Инновационной Образовательной Программы. В 2008 году на кафедре был создан Учебный центр «Коммуникационная подготовка выпускников»

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ППС


 

 

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ


В настоящее время на кафедре под руководством профессора Т.М. Рогожниковой реализуется широкомасштабная программа исследований, проводящихся в условиях различных культур на материале разносистемных языков. Разработан новый подход к проблеме обучения иностранному языку, в основу которого положена ассоциативная методика, позволяющая формировать ассоциативное окружение лексической единицы и включать данную единицу в систему энциклопедических знаний человека; разработана методика составления специальных ассоциативных словарей и словарей особого типа, учитывающие опорные слова текстов определенной тематики; модифицирована методика проведения межкультурных сопоставлений для выявления национально-культурной специфики ассоциативных реакций и ядра языкового сознания носителя языка. Процессы овладения речью изучаются в условиях нормы, одаренности и патологии, в разных возрастных группах, с использованием различных моделей психолингвистических экспериментов; проводятся исследования проблем цветовой семантики и цветового воздействия с возможностью моделирования цветового образа слова и текста и с учетом его прикладного потенциала. Изучается суггестивный потенциал слова и текста и создается инструментарий, с помощью которого исследуются глубинные уровни вербальных моделей. Коллективом авторов завершена разработка компьютерной программы БАРИН (Автоматизированный анализа слова и текста; свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011618299). В ходе научно-исследовательской работы были построены и описаныцветовые матрицы русского, башкирского и татарского языков, аналогов которым пока нет. Многочисленные эксперименты, которые ведутся учеными кафедры с 1983 года, позволили собрать уникальную базу данных на материале пяти языков: русском, французском, немецком, башкирском, татарском. Особое внимание уделяется современным компьютерным технологиям, позволяющим упростить процесс обработки результатов исследований и обеспечить высокую степень точности результатов экспериментов, и решению сложной научно-технической задачи на стыке разных направлений деятельности (лингвистика, психология, психолингвистика, информационные технологии) в рамках единого полидисциплинарного подхода.

 

Сегодня результаты исследований социально востребованы в процессе обучения родному и иностранным языкам, в планировании бизнеса, в проведении лингвистической экспертизы, в подготовке рекламных кампаний, в личном письменном творчестве.

 

Области исследования:

1) Теория языка

2) Психолингвистика.

3) Социолингвистика.

4) Теоретическая лингвистика.

5) Суггестивная лингвистика.

6) Формальный аппарат лингвистики.

7) Фонетика общая. Морфология. Синтаксис.

8) Семантика.

9) Дискурс.

10) Сравнительно-историческое языкознание.

11) Типология.

12) История языкознания.

 

 

ЛАБОРАТОРИИ И ИХ ОСНАЩЕНИЕ


Учебный центр «Коммуникационная подготовка выпускников»

 

Цель создания центра:

  • Удовлетворение потребности общества в изучении языков (английского, немецкого, французского, русского, башкирского, татарского, турецкого) и основ деловой и профессиональной коммуникации на иностранных языках.
  • Внедрение в учебный процесс компетентностного подхода к коммуникационной подготовке выпускников и формирование инновационной совокупности коммуникативных компетенций, в основе которых лежит трактовка языка как живого знания.

Созданы необходимые условия для реализации нового интегративного подхода к обучению родному и иностранным языкам, в основу которого положены личностно-ориентированный многоуровневый подход и инновационные составляющие, проявленные в многообразном научном и методическом инструментарии, которым владеет коллектив.

 

Оснащение:

  • современная вычислительная, мультимедийная, проекционная и аудио-видео техника;
  • программные средства реализации информационных процессов (инструментальные программные системы, облегчающие процесс создания новых компьютерных программ для автоматизированного анализа текстов);
  • оборудование для системы мониторинга учебного процесса СМУП-7, позволяющий контролировать учебный процесс в режиме реального времени и в режиме записи учебных занятий.

 

Наименование объекта

Адрес (№ аудитории)

Оборудованные учебные кабинеты

Объекты для проведения практических занятий

Количество

Общая площадь, м2

Количество

Общая площадь, м2

Класс для преподавания иностранных языков с мультимедийным оборудованием

1-303

1

41,9

1

41,9

Класс для преподавания иностранных языков с мультимедийным оборудованием

1-304

1

27,9

1

27,9

Класс для преподавания иностранных языков с мультимедийным оборудованием

1-305

1

31,1

1

31,1

Класс для преподавания иностранных языков с мультимедийным оборудованием

1-307

1

25,7

1

25,7

Класс для преподавания иностранных языков с мультимедийным оборудованием

1-309

1

17,6

1

17,6

Класс для преподавания иностранных языков с мультимедийным оборудованием

1-310

1

25,9

1

25,9

 

 

6

170,1

6

170,1